Советы логопеда: читайте больше!

Дети, даже самые маленькие, большую часть информации получают с помощью зрения ‒ так уж устроен современный мир. Между тем для обучения чтению и письму огромную роль играет восприятие информации со слуха. Что же делать? Большинство логопедов отвечают: читать!

Советы логопедов центра Здоровый ребенок: читайте с ребёнком

И читать как можно раньше, обсуждать прочитанное и рассматривать истории под другим углом зрения. И не бойтесь бесконечных повторений ‒ в определенном возрасте ребенок усваивает информацию только таким образом. Примерно в возрасте около четырех лет ребенок начинает не просто просить родителей читать ему любимые произведения, а по ролям, сам их распределяет и изображает голоса героев. Несколько позже наступает время пересказа, к тому же он способен запомнить довольно длинные стихи и обычно очень любит их рассказывать. Для этого возраста также характерно выдумывание новых слов — недаром книга Корнея Чуковского называется именно «От трех до пяти». Кстати говоря, психологи и педагоги отмечают, что стихи именно этого поэта подходят для всех возрастов – от полутора лет и старше, настолько хорошо они построены в отношении произношения и запоминания и детям, и, что важно, родителям.

Знакомство с книгой происходит, как правило, на втором году жизни с детских потешек. И это выбор оправдан: произведения короткие, подражают детскому языку, построены как диалоги, содержат много повторов. Иллюстрируют такие книги обычно яркими, красочными картинками, причем реалистично изображены один или два персонажа без излишне проработанных деталей.
Чуть позже, с третьего года, наступает время детских стихов признанных мэтров ‒ Корнея Чуковского и Самуила Маршака, русских народных сказок. Все они отвечают тем же требованиям: повторы, которые способствуют усвоению грамматических форм, усвоил сюжет и запомнил слова, красочные картинки.

Четвертый год жизни ‒ время сказки! Как уже говорилось, в этом возрасте ребенок способен отличать речь одного персонажа от другого, пересказывать произведение по ролям. Лучше всего для этих целей подходят и народные сказки («Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Зимовье зверей», «Соломенный бычок ‒ смоляной бочок», «Волк и козлята», «Три медведя») и авторские («Три поросенка» Сергея Михалкова). Эти произведения иллюстрируют уже многофигурными композициями с проработанными деталями, по которым вполне можно воспроизвести сюжет.

Затем наступает время более сложных произведений: в круг чтения входят и волшебные сказки с более сложным сюжетом, и рассказы о животных (Виталий Бианки, Николай Чарушин), и стихи и рассказы классиков русской литературы (Александр Пушкин, Федор Тютчев, Иван Тургенев) и детских поэтов (Агния Барто, Сергей Михалков, Борис Заходер). Чуть позже можно попробовать чтение с продолжением больших вещей типа «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова.

Логопеды и нейропсихологи Центра коррекции речи и интеллектуального развития «Здоровый ребёнок» напоминают, что политика родителей дошкольников должна быть одна: больше книг ‒ меньше телевизора. А если вы обратили внимание на какие-то недостатки в речи ребенка или сложности в восприятии информации, обратитесь к логопеду ‒ этим вы сэкономите множество сил и средств в период подготовки к школе. Не забывайте о том, что залог успешного обучения ‒ правильность произнесения звуков.