Ринолалия

Ринолалия — это состояние, при котором звукопроизношение и тембр голоса изменяются вследствие неправильного взаимодействия носоглотки и ротовой полости. Ринолалию иначе называют гнусавостью, и она действительно имеет такую характерную особенность как произношение слов и звуков «в нос».

Какие бывают типы ринолалии:

  • Воздушная струя может направляться в нос практически на всех звуках речи. В этом случае говорят об открытой ринолалии (это те самые «волчья пасть», «заячья губа», либо расщелины нёба и губы в результате черепно-лицевых травм);
  • Во время фонации воздух идёт только через ротовую полость, даже при произнесении носовых звуков. Тогда мы имеем дело с закрытой ринолалией (она наступает в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки: аденоидные разрастания, искривление носовой перегородки, черепно-лицевые травмы и т.д.). Этот дефект в логопедии ещё имеет название ринофония (палатофония).
  • Есть ещё смешанная Это, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор. В этом случае понижается носовой резонанс (для носовых фонем [н], [н’], [м], [м’]), при одновременном искажении остальных фонем языка (не носовых!), тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Для диагностики ринолалии необходимо обратиться к нескольким специалистам, потому что только комплексные мероприятия помогут привести речь в норму.
Ортодонт, отоларинголог, лицевой хирург, хирург-стоматолог смогут исправить физиологическое нарушение. Однако впоследствии необходима упорная работа дефектологов и логопедов, неврологов и нейропсихологов для того, чтобы скорректировать отклонения в речевом и психическом развитии.

Задачей дефектолога при работе с детьми с ринолалией становится: формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через рот и нос; активизация небной занавески, тем самым создавая условия для интенсивного выдоха.

Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используются доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей.

Следующим направлением коррекционной работы является развитие фонематического слуха. Дети должны научиться различать на слух речевое и неречевое звучание. После овладения произнесением гласных звуков без носового оттенка, формирование речевого дыхания и слуха, активизации небной занавески переходят к следующему этапу работы, основной задачей которого является коррекция согласных звуков. Работа начинается с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы.

На конечном этапе после того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах, занятия ведутся по автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь.